Космические гонки XX и XXI века: сверхтяжелые ракеты России

Июл 12, 2020 в Космические двигатели, Статьи | нет комментариев

Почему космические агентства всех стран вдруг снова заинтересовались Луной. Во многом дело в экономике. Как мы помним, более 40 лет назад СССР прекратил освоение Луны с помощью АМС, потому что тяжелая ракета-носитель «Протон» потребовалась для запуска спутников связи на геостационарную орбиту. Даже мощная советская промышленность не могла обеспечить ракетами и то, и другое направление, поэтому пришлось выбирать наиболее важное.

Сейчас же ситуация носит противоположный характер. Развитие электроники привело к миниатюризации беспилотных космических аппаратов. Если первый спутник весом 84 кг мог только передавать по радио «бип-бип», то теперь в этот вес можно вместить научные приборы вместе с системой ориентации и космической связи. Получили распространение т.н. наноспутники весом 10 кг и ниже. А на смену большим геостационарным спутникам связи в настоящее время приходят малые спутники, находящиеся на низких орбитах (проекты OneWeb, Starlink, «Сфера»). Весь этот прогресс миниатюризации приводит к тому, что средние ракеты-носители тащат в одном запуске до сотни различных космических аппаратов. Как следствие — космические извозчики столкнулись с сокращением рынка запусков. Спутников становится все больше, но их оплачиваемый оператору запуска вес — уменьшается. Число «космических извозчиков» тем временем медленно, но верно растет за счет частных фирм, поскольку ракетные технологии становятся все более доступными для широкого применения.

Проблема сокращения космического рынка затрагивает даже такую высокоэффективную коммерческую фирму, как американская SpaceX — что уж говорить о национальных космических агентствах с их раздутыми штатами и доставшимся в наследство множеством предприятий космической отрасли, которые все надо кормить.

Помимо фундаментальных проблем рыночного характера, определенные космические агентства находятся под ограничениями политического характера. Это, например Китайское национальное космическое управление (CNSA). C 2023 года или немного позже к нему должен присоединится Роскосмос. Угрозы со стороны конгресса США звучали в адрес Индийской организации космических исследований (ISRО), которая активно занимается коммерческой деятельностью. Фрагментация из-за протекционизма — это объяснимое явление на сжимающемся космическом рынке, а повод для наложения санкций всегда найдется. «Международное сотрудничество в космосе» и раньше не было всеобщим, а теперь исключаемые из него страны будут стараться создавать собственные рыночные сферы влияния.

Спасением отрасли становится программа пилотируемых космических полетов. Космонавты, в отличие от космических роботов, пока не поддаются миниатюризации и полеты человека в космос по-прежнему требует полного использования всех возможностей современных ракет-носителей. А еще лучше летать не вокруг Земли, а на Луну и дальше, поскольку требуемая для дальних полетов энергетика на порядки происходит ту, которая требуется для выхода на околоземную орбиту. Для полетов к Луне и далее требуется возобновить производство сверхтяжелых ракет-носителей с массой полезной нагрузки не менее 50 тонн.

На околоземной орбите сверхтяжелые ракеты-носители оказались невостребованными. Зачем нужна ракета, которая одна способна обслужить годовую программу запусков? Все равно, что развозить продукты на 90-тонном БелАЗе… Но если надо открыть «магазин» или «автобазу» на Луне, то для его снабжения потребуется именно такая техника!

Поэтому космические агентства вновь стали убеждать общество в необходимости изучения дальнего космоса, которое, помимо нового знания, приносит солидные политические дивиденды. Так, научная база на обратной стороне Луны является очень подходящим местом для организации внеземной обсерватории, закрытой он нашей яркой и шумной в радиодиапазоне планеты. Кроме того, на горизонте виднеются доходы от дальнего космического туризма.

Робот FEDOR и космонавт Алексей Овчинин на МКС

А еще можно, даже не отправляясь на Луну, организовать торговлю ее полезными ископаемыми. Современная монетарная экономика очень благоприятствует доходным финансовым трюкам в стиле «дележки шкуры неубитого медведя» или раздачи звездочек, которые только обещают достать с неба. Но чтобы эти трюки получались, надо убедить инвесторов — что лунные ресурсы есть и полеты за ними в скором будущем станут реальными.

Исходя из этого, становятся понятными планы наиболее богатых стран мира вернуться на Луну. Их космическим агентствам надо либо осуществить экспансию в космическое пространство — либо сократить свою деятельность до неинтересной регуляторно-бюрократической функции, отдав космос на откуп частным компаниям. И Луна становится для них волшебной палочкой-выручалочкой, первым шагом на бесконечном пути в дальний космос.

Но воспользоваться этим «лунным окном возможностей» могут только космические агентства очень богатых стран. Например, Китая, который планомерно развивает свою космическую программу. Или Индии, которая старается не отстать от своего главного военного и геополитического соперника. Конечно же, здесь и США — которые хоть и не могут похвастаться самой сильной в мире промышленностью, но зато обладают безукоризненно работающей методикой привлечения частных инвестиций и могут печатать столько денег, сколько им потребуется для реализации своих самых авантюрных желаний.

У России тоже есть свой экономический козырь — природные ресурсы. Конечно, продажа нефти и газа — дает далеко не столь стабильный доход, как американское делание денег из воздуха, но при выгодной внешнеэкономической конъюнктуре этот метод тоже наполняет бюджет. И еще есть временная фора, которую дают советские космические технологии.

Итак, ключик к Луне — это ракета-носитель сверхтяжелого класса. Если у страны нет такой ракеты (а ее пока нет ни кого), то пилотируемую экспедицию на поверхность Луну придется отложить до лучших времен. В лучшем случае можно облететь вокруг Луны и посмотреть на нее мельком. Или отправить на нее АМС — автоматические межпланетные станции. Как вариант — робота Федора, который уже побывал на МКС (но там его «включали» с помощью удара молотка, а кто будет бить по роботу на Луне)? Кроме того, одними только АМС будет сложно загрузить работой целую отрасль, поскольку их создание занимает у специализированных организаций слишком много времени.

Сравнивая шансы двух ведущих космических агентств мира — НАСА и Роскосмоса первыми достичь Луны, следует учесть, что государственные бюрократии различных стран в принципе работают на одном и том же уровне разворотливости и компетенции. Исход их гонки за Луной зависит главным образом от финансирования космических программ. С технической точки зрения, которая тоже имеет значение, Роскосмос выглядит более подготовленным к достижению Луны, чем НАСА. От обоих в техническом плане отстает Китай, который находится на уровне СССР 70-годов, хотя с деньгами там никаких проблем нет.

С точки зрения мотивации Луна для НАСА — вопрос сохранения технологий, для Китая — вопрос престижа, а для Роскосмоса — вопрос выживания на свертывающемся рынке пусковых услуг. Поэтому не исключено, что на Луне будут ездить российские луноходы и луномобили, каким бы невероятным это сейчас ни выглядело. Надо готовиться к великим свершениям и открытиям!

Вместе с тем, все наши сравнения планов национальных космических агентств не учитывают новую силу, которая уже вышла на лидирующие позиции в космической гонке. Речь идет о частном космосе.