Google PlusFacebookTwitter

Коммерческие аспекты создания ОССК

Дек 6, 2017 в Перспективы орбитальных сборочно-сервисных комплексов | нет комментариев

Share On GoogleShare On FacebookShare On Twitter

Робот — ремонтник. Из открытой печати

ОССК может стать успешным коммерческим проектом.

Наряду с экономикой доставки полезных нагрузок большой массы (сейчас планируется до 100т) необходимо рассмотреть и стоимость создания больших конструкций на орбите Земли из модулей, элементов, материалов сравнительно небольших масс (скажем до 5т).

Налаживание серийных производств космических стандартных модулей космических конструкций позволит удешевить стоимость создания ККК(крупногабаритных космических конструкций), повысить их надежность и увеличить сроки их эксплуатации, осуществляя их модернизацию в процессе существования.

Запуск каждого большого спутника с помощью тяжелой ракеты имеет огромную стоимость. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, давая интервью 27 мая 2020 года в эфире программы «Соловьев LIVE» , также напомнил, что запуск сверхтяжелых ракет является очень дорогой задачей, например США это обходится в $2 млрд. «Наша, конечно, будет намного дешевле, но все равно большие деньги. То, что можно собрать на орбите, намного дешевле. Поэтому новая станция, экипаж, работающий на ней, сможет собирать эти конструкции на орбите», — пояснил глава Роскосмоса.

Можно, также, вместо разработки и запуска новых, можно существенно экономить за счет продления сроков существования спутников, ремонтируемых и модифицируемых с помощью сервисной станции прямо на орбите. А выходящие из строя дорогие спутники можно транспортировать для ремонта и обслуживания на орбитальный сборочно-сервисный комплекс.

Еще более заманчиво собирать необходимые конфигурации спутников из стандартных элементов со склада базовой станции, реализуя философию типа «ЛЕГО НА ОРБИТЕ».

Тогда, вышедшие из строя, не подлежащие восстановлению космические  аппараты, можно было бы просто заменять на новые, собранные из стандартных элементов прямо на орбите. Это гораздо дешевле, чем каждый раз производить новые запуски.

Конечно, реализовать такой подход очень даже не просто. Понадобится совершенно новая работа по созданию системы стандартов на те элементы, модули и блоки, из которых собираться новые КА прямо на орбитальном сборочно-сервисном комплексе. Понадобится наладка производства этих элементов на Земле. Орбитальный сборочно-сервисный комплекс будет необходимо оснастить роботизированными средствами для автоматизации процесса сборки, средствами для наладки и испытаний, средствами для доставки собранных КА на рабочие орбиты.

Вложения необходимы немалые. Однако не подлежит сомнению, что создание на орбите такого комплекса существенно удешевит, сделает более надежной эксплуатацию спутниковых группировок и подготовку дальних миссий.

Вот выдержка из статьи «Услуги на орбите готовы стать крупным бизнесом(In-orbit services poised to become big business, by Sandra Erwin — June 10, 2018)» Сандры Эрвин. «В спутниковом бизнесе происходят изменения. Быстрорастущая технология и развивающиеся потребности клиентов побуждают операторов переосмыслить крупные инвестиции в новые спутники и рассмотреть другие варианты, такие как продление их эксплуатации еще на нескольких лет на своих нынешних платформах при условии организации обслуживания. Это означает, что наступил подходящий момент для появления на орбите сервисных средств. Где-то в начале 2019 года планируется запуск первого коммерческого космического корабля. Миссия Extension Vehicle, созданная Orbital ATK от имени вспомогательной SpaceLogistics, станет первой ласточкой из нескольких таких роботизированных кораблей, которые готовы конкурировать за долю около 3 миллиардов долларов на орбитальных услугах, и которые, по прогнозам операторов спутниковой связи и государственных учреждений, будут покупать в течение ближайшего десятилетия.

Несколько видов услуг будут предложены, главным из которых является продление жизни космического аппарата, сказала Кэролин Белль, старший аналитик в исследовательской фирме Northern Sky Research из Кембриджа, штат Массачусетс, которая обслуживает спутники на геосинхронной орбите.  Сервисные транспортные средства будут состыковываться со спутниками для дозаправки и других миссий по поддержанию исправности аппарата. «Различные аппараты сейчас находятся в разработке, и каждый из них предлагает разные возможности», — сказала Белль. Продление срока службы спутников GEO станет первой серьезной возможностью для индустрии обслуживания, создаваемой для множества спутников, которые достигают конца своего  жизненного цикла, как коммерческих, так и государственных.»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code