Константин Эдуардович Циолковский
«Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубины космоса, но отнюдь не самоцель … Будет иной способ передвижения в глубину космоса, приму и его. Вся суть – в переселении с Земли и в заселении космоса.»
Космизм — философия великого мыслителя.
2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры — сотни миллиардов лет.
3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность — очевидно, сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество … сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса — мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем».
Циолковский называл себя «чистейшим материалистом». Он признавал существующей во Вселенной одну субстанцию и одну силу — материю в ее бесконечном превращении: «Этими явлениями синтеза и анализа совершается вечный круговорот материи — то образующий солнца, то разлагающий их в эфир и очень разреженные, невидимые массы… Но кроме этого колебательного, или повторяющегося (периодического), движения возможно общее усложнение материи, так что периоды несколько отличаются друг от друга, именно все большею и большею сложностью вещества. Есть ли конец этому усложнению и не начнется ли снова упрощение — неизвестно».
Циолковский представлял себе Вселенную единым материальным телом, по которому бесконечно путешествуют атомы, покинувшие распавшиеся смертные тела, атомы, которые и есть неразрушимые «первобытные граждане», примитивные «я». Настоящая блаженная жизнь для них начинается в мозгу высших, бессмертных существ космоса, притом что огромнейшие промежутки «небытия», нахождения в низшем материальном виде, как будто и вовсе не существуют. Гарантией достижения бессмертного блаженства для мозговых атомов становится уничтожение в масштабах Земли и космоса несовершенных форм жизни, подверженных страданию, куда эти атомы могли бы попасть.
Современный космизм представляет собой программу становления человечества, как вселенского фактора, и космическая философия Циолковского может рассматриваться как вариант пути к осуществлению такой программы.
Русский космизм появился в 60 годы, в период начала освоения космоса, течение охватило довольно широкое направление культуры начала 20 века. Главный вопрос — дальнейшие перспективы развития человечества. Русский Космизм — стал обосновывать идею объединения людей не столько из политических и идеологических причин, сколько из экологических и нравственных. Циолковского называют отцом русской космонавтики, однако он прежде всего философ с огромной мыслительной силой, который всю свою жизнь пытается найти ответы на вечные вопросы: кто мы? Откуда? Куда идём? Он приходит к мысли, что ответить на эти вопросы можно только с космической точки зрения. В своих представлениях он различал символы, ему приходили смутные догадки о будущем человечества, расшифровать которые необходимо с космической точки зрения. Материя бесконечна в своём развитии, и человек (носитель разума) конечно же не является последней ступенью. Будущее мира связано с космосом, и человечество как единый объект эволюции изменится; Циолковский считал: пройдя несколько эволюционных этапов расселения и жизни в космосе, через сотни миллиардов лет превратится в вид лучистой энергии, заполнив собой все космическое пространство.
Центральной в космической этике Циолковского стала идея о том, что цель жизни и вся деятельность разумного существа должны служить прогрессу всего космического целого, поскольку это приведёт к устранению в космосе несовершенства жизни, зла и страданий. Приведет к полной биохимической перестройке обитателей Земли и превращению их в разумные «животные-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию.
Космические идеи Циолковского были первыми попытками систематического изложения проблем, характерных для начала «космической Эры»: о месте разума в мировом целом, о его ответственности за Землю и Вселенную.
Как следствие своих воззрений, Циолковский считал заселение человеком космического пространства целью технологического развития человечества. Именно пространства, а не планет. Планеты, — лишь частный случай общей задачи. Циолковский, разъясняя эту мысль, пишет: «Многие воображают себе небесные корабли с людьми, путешествующими с планеты на планету, постепенное заселение планет и извлечение отсюда выгод, какие дают земные обыкновенные колонии. Дело пойдет далеко не так«.